АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА (далее ЦМН) В ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (далее ПОО)

1-й этаппланирование и подготовка: формирование управленческой команды, рабочей группы по работе над внедрением целевой модели наставничества (далее — ЦМН) в ПОО

Планирование работы по внедрению целевой модели наставничества в ПОО Омской области будет осуществляться в соответствии с организационно-методическими документами.

Определение и понимание того, кто станет координаторами и кто войдет в проектные педагогические команды (рабочие группы) по реализации внедрения модели наставничества.

Целесообразно издать приказ руководителем ПОО о создании и организации работы управленческой команды по внедрению целевой модели наставничества в ПОО.

Координаторами, в данном случае, могут выступать директора ПОО, заместители директора, представители методических советов и т.п.

2-й этап – разработка плана работы по организации внедрения наставничества в ПОО на 2020-2024 годы  (ежегодно, период до 2024 г.)

В рамках данного этапа необходимо разработать план мероприятий по организации внедрения целевой модели наставничества в ПОО. При разработке плана необходимо ориентироваться на Дорожную карту реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области.

3-й этап – анализ исходного состояния для внедрения ЦМН в ПОО  (октябрь 2020 года)

В рамках данного этапа необходимо провести анализ имеющихся наставнических практик в ПОО, определенных согласно участников внедрения Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в Омской области.

Для этого необходимо заполнить соответствующие формы (формы 1-7).

Для заполнения предложенных форм необходимо ознакомиться с характеристикой форм наставничества.

Важно учитывать контрольные цифры вовлекаемых ПОО.

Контрольные цифры для внедрения ЦМН: в 2020 г. – 5%, в 2021 г. – 10%, в 2022 г. – 30%.

Участники внедрения Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в Омской области.

Характеристика форм наставничества.

Форма 1. Информация о профессиональной образовательной организации – участнике внедрения целевой модели наставничества.

Форма 2. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «Студент – студент».

Форма 3. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «Учитель — учитель».

Форма 4. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «Студент – ученик».

Форма 5. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «Работодатель – студент».

Форма 6. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по дополнительной форме (при наличии).

Форма 7. Сводные данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых  в образовательной организации.

4-й этап – нормативно-правовое обеспечение (разработка программ наставничества в ПОО, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ПОО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с социальными партнерами) (октябрь – ноябрь  текущего года)

В рамках данного этапа предполагается разработка программ наставничества в образовательной организации, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ПОО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с партнерами и др.

Комплект документов сформирован, им можно пользоваться как шаблоном, приведены примеры заполнения этих документов.

Приказ ОО «О внедрении целевой модели наставничества».

Приложение 1. Положение о реализации программы (системы) наставничества.

Приложение 2а. Форма ведения базы наставляемых. Форма ведения базы наставников.

Приложение 2б. Согласие на обработку персональных данных.

Приложение 2в. Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым.

Приложение 2г. Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы.

Приложение 3. План внедрения «Дорожной карты» целевой модели наставничества в ПОО.

Приложение 4. Положение о программе наставничества в образовательной организации (формы «студент-ученик», «студент-студент»).

Приложение 5. Положение о программе наставничества в образовательной организации (форма «учитель-учитель»).

Приложение 6. Положение о программе наставничества в образовательной организации (форма «работодатель-студент»).

Приложение 7. Договор о сетевом взаимодействии.

5-й этап – распространение практик наставничества; обсуждение и согласование программ наставничества с участниками образовательных отношений (методические объединения; пед. советы и т.п.) (октябрь — май текущего года)

Формирование перечня распространения практик наставничества в ПОО (разработать ресурсную карту).

Перечень распространения практик наставничества в ПОО (ресурсная карта).

Примеры региональных практик наставничества в системе образования Омской области.

6-й этап – мониторинг реализации ЦМН в ПОО (октябрь — май текущего года)

Мониторинг реализации проводится ежегодно посредством предоставления информации о реализованных программах наставничества в виде отчета (форма 8 является обязательной для всех участников внедрения целевой модели наставничества).

Отчет предоставляется с 10.12.2020 – 17.12.2020 года в региональный наставнический центр (далее ежегодно в указанный период).

Форма 8. Отчет о достижении показателей эффективности внедрения целевой модели наставничества в  (наименование ПОО) за 2020 год.

7-й этап – корректировка плана работы по организации внедрения наставничества в ПОО (июнь текущего года)

На основе полученных данных,  проведенного анализа, отчета выявляются недостатки; отмечаются плюсы и минусы, которые будут учитываться при дальнейшем планировании.