АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА (далее ЦМН) В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ (далее ОДО)
АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1-й этап — планирование и подготовка: формирование управленческой команды, рабочей группы по работе над внедрением целевой модели наставничества (далее — ЦМН) в ОДО
Планирование работы по внедрению целевой модели наставничества в ОДО Омской области будет осуществляться в соответствии с организационно-методическими документами.
Определение и понимание того, кто станет координаторами и кто войдет в проектные педагогические команды (рабочие группы) по реализации внедрения модели наставничества.
Целесообразно издать приказ руководителем ОДО о создании и организации работы управленческой команды по внедрению целевой модели наставничества в ОДО.
Координаторами, в данном случае, могут выступать директора ОДО, заместители директора, представители методических советов и т.п.
2-й этап – разработка плана работы по организации внедрения наставничества в ОДО на 2020-2024 годы (ежегодно, период до 2024 г.)
В рамках данного этапа необходимо разработать план мероприятий по организации внедрения целевой модели наставничества в ОДО. При разработке плана необходимо ориентироваться на Дорожную карту реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области.
3-й этап – анализ исходного состояния для внедрения ЦМН в ОДО (октябрь 2020 года)
В рамках данного этапа необходимо провести анализ имеющихся наставнических практик в ОДО, определенных согласно участников внедрения Целевой модели наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в Омской области.
Для этого необходимо заполнить соответствующие формы (формы 1-8).
Для заполнения предложенных форм необходимо ознакомиться с характеристикой форм наставничества.
Характеристика форм наставничества.
Форма 1. Информация об организации дополнительного образования – участнике внедрения региональной целевой модели наставничества.
Форма 2. Критерии отнесения направления деятельности (проектов) к практикам наставничества.
Форма 3. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «ученик – ученик».
Форма 4. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «учитель — учитель».
Форма 5. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «студент — ученик».
Форма 6. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «работодатель — ученик».
Форма 7. Данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации по дополнительной форме (при наличии).
Форма 8. Сводные данные о количестве вовлеченных наставников и наставляемых в образовательной организации.
4-й этап – нормативно-правовое обеспечение (разработка программ наставничества в ОДО, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ОДО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с социальными партнерами) (октябрь – ноябрь текущего года)
В рамках данного этапа предполагается разработка программ наставничества в образовательной организации, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ОДО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с партнерами и др.
Комплект документов сформирован, им можно пользоваться как шаблоном, приведены примеры заполнения этих документов.
Приказ ОДО «О внедрении целевой модели наставничества».
Приложение 1. Положение о реализации программы (системы) наставничества.
Приложение 2а. Форма ведения базы наставляемых. Форма ведения базы наставников.
Приложение 2б. Согласие на обработку персональных данных.
Приложение 2в. Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым.
Приложение 2г. Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы.
Приложение 3. План внедрения «Дорожной карты» целевой модели наставничества в ОДО.
Приложение 4. Положение о программе наставничества в образовательной организации (формы «студент-ученик», «ученик-ученик»).
Приложение 5. Положение о программе наставничества в образовательной организации (форма «учитель-учитель»).
Приложение 6. Положение о программе наставничества в образовательной организации (форма «работодатель-ученик»).
Приложение 7. Договор о сетевом взаимодействии.
5-й этап – распространение практик наставничества; обсуждение и согласование программ наставничества с участниками образовательных отношений (методические объединения; пед. советы и т.п.) (октябрь — май текущего года)
Формирование перечня распространения практик наставничества в ОДО (разработать ресурсную карту).
6-й этап – мониторинг реализации ЦМН в ОДО (октябрь — май текущего года)
7-й этап – корректировка плана работы по организации внедрения наставничества в ОДО (июнь текущего года)
На основе полученных данных, проведенного анализа, отчета выявляются недостатки; отмечаются плюсы и минусы, которые будут учитываться при дальнейшем планировании.