АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА НА УРОВНЕ МУНИЦИАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
1-ый этап — планирование и подготовка: формирование управленческой команды, рабочей группы по работе над внедрением целевой модели наставничества (далее — ЦМН) в МР (сентябрь–октябрь 2020 года)
Суть этапа:
Планирование работы по внедрению региональной целевой модели наставничества в Омской области будет осуществляться в соответствии с определенными организационно-методическими документами.
Определение и понимание того, кто станет координаторами и кто войдет в проектные педагогические команды (рабочие группы) по реализации внедрения модели наставничества.
Целесообразно издать распоряжение Главой муниципального района Омской области о создании управленческой команды на базе Комитета по образованию или Управления образования данного муниципального района, а также приказ об организации работы управленческой команды по внедрению целевой модели наставничества в образовательных организациях муниципального района (примеры документов см. ниже).
Координаторами, в данном случае, могут выступать директора ОО, специалисты муниципального органа образования, представители методических образований ОО.
2-й этап – разработка календарного плана/дорожной карты на 2020 – 2024 годы (октябрь 2020 г.)
В рамках данного этапа необходимо разработать муниципальный план реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением ЦМН в образовательных организациях. При разработке плана необходимо ориентироваться на Проект дорожной карты реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения региональной целевой модели наставничества в Омской области.
3-ый этап – определение перечня школ для внедрения ЦМН в 2020-2021 уч.году (сентябрь–октябрь 2020 года)
В рамках данного этапа необходимо определить перечень школ для внедрения ЦМН в 2020-2021 уч.году, ориентируясь на заданные критерии.
Важно учитывать контрольные цифры вовлекаемых общеобразовательных организаций по муниципальным районам для внедрения ЦМН в 2020-2021 уч.г. (Минимальные показатели обучающихся в возрасте от 10 до 19 лет, общеобразовательных организаций, вовлеченных в различные формы наставничества в муниципальных районах Омской области).
4-й этап – анализ исходного состояния для внедрения целевой модели наставничества на уровне муниципального района, общеобразовательных школ (октябрь 2020 года)
На этой стадии необходимо провести анализ имеющихся наставнических практик в общеобразовательных организациях муниципального района, определенных согласно критериев и перечня участников (см. выше этап 2).
Для заполнения последующих форм необходимо ознакомиться с формами наставничества.
Для этого необходимо заполнить соответствующие формы (формы 1-6).
Характеристика форм наставничества
Форма 1. Информация об общеобразовательных организациях-участниках внедрения региональной целевой модели наставничества
Форма 2. Критерии отнесения направления деятельности (проектов) к практикам наставничества.
Форма 3. Данные о численности вовлеченности наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «ученик-ученик»
Форма 4. Данные о численности вовлеченности наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «учитель-учитель»
Форма 5. Данные о численности вовлеченности наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «студент-ученик»
Форма 6. Данные о численности вовлеченности наставников и наставляемых в образовательной организации по форме «работодатель-ученик»
5-й этап – нормативно-правовое обеспечение внедрения целевой модели наставничества в образовательных организациях в муниципальном районе(октябрь 2020 г. – апрель 2021 г.)
В рамках данного этапа предполагается разработка программ наставничества в образовательной организации, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты школы, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с партнерами и др.
Комплект документов сформирован, им можно пользоваться как шаблоном, приведены примеры заполнения этих документов.
Приложение 1. Приказ ОО «О внедрении целевой модели наставничества»;
Приложение 2. Положение о реализации программы (системы) наставничества;
Приложение 2а. Форма ведения базы наставляемых, Форма ведения базы наставников;
Приложение 2б. Согласие на обработку персональных данных;
Приложение 2в. Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым;
Приложение 2г. Индивидуальный план (комплекс мероприятий) в рамках организации работы наставнической пары/группы;
Приложение 3. План внедрения «Дорожной карты» целевой модели наставничества.
Приложение 4. Примерное положение о программе наставничества в образовательных организациях (формы «ученик-ученик», «студент-студент»);
Приложение 5. Положение о программе наставничества в образовательных организациях (форма «учитель-учитель»);
Приложение 6. Примерное положение о программе наставничества в образовательных организациях (форма «работодатель-ученик»)
Приложение 7. Договор о сетевом взаимодействии.
6-й этап – распространение муниципальных практик наставничества; обсуждение и согласование программы наставничества с участниками образовательных отношений (октябрь 2020 г. – май 2021 г.)
Формирование примерного перечня распространения практик наставничества в образовательных организациях муниципального района.
7-й этап — мониторинг реализации целевой модели наставничества, отчетность (ноябрь – декабрь 2020 г.)
Мониторинг реализации проводится ежегодно посредством предоставления информации о реализованных программах наставничества в виде отчета (форма 7 является обязательной для всех муниципальных районов и участников целевой модели наставничества).
Отчет предоставляется с 10.12.2020 – 17.12.2020 года в региональный наставнический центр (далее ежегодно в указанный период)
В форме 8 приведен пример составления о степени вовлеченных наставников и наставляемых для достижения показателей эффективности внедрения целевой модели наставничества в Тарском районе Омской области за 2020 год.
Форма 7. Отчет о степени вовлеченных наставников и наставляемых для достижения показателей эффективности внедрения целевой модели наставничества в ___________________районе Омской области за 2020 год.
Форма 8. Пример составления отчета о степени вовлеченных наставников и наставляемых для достижения показателей эффективности внедрения целевой модели наставничества в Тарском районе Омской области за 2020 год.
8 этап – корректировка муниципального плана / дорожной карты внедрения ЦМН на последующий год (декабрь 2020 г. — январь 2021г.)
На основе проведенного анализа, годового отчета выявляются недостатки; отмечаются плюсы, которые и будут положены в дальнейшее планирование аналогично предыдущему.