Дорогие друзья!

В преддверии празднования 150 – летнего юбилея Омский педагогический колледж № 1 запускает акцию «Страницы нашей истории» по сбору, обработке и размещению информации о событиях, биографии людей, фотоматериалов, имеющих отношение к истории и развитию нашего учебного заведения.

Омский педагогический колледж № 1 уникален не только тем, что его исторический путь насчитывает полуторавековой отрезок времени, но и тем, что он вобрал в себя историю трёх учебных заведений, сохранив при этом лучшие традиции и богатейший опыт предыдущих поколений талантливых преподавателей и выпускников, что сегодня является наследием Омского педагогического колледжа № 1.

На этой странице мы будем знакомить вас с историческими фактами, выдающимися людьми, ветеранами труда Омского педагогического колледжа № 1, № 2, № 4, а также с теми, чей ежедневный труд сегодня делает наш колледж одним из самых востребованных учебных заведений Омской области.

Обращаемся ко всем желающим принять участие в акции: выпускникам, преподавателям, и тем, кто располагает архивными данными, фото- и видеоматериалами. Мы с Вами участники нашей истории! Давайте создавать память о колледже для будущих поколений вместе! Делитесь своими историями и присылайте на адрес электронной почты inf_opk1@mail.ru с пометкой «Страницы нашей истории», а также по телефону 8905-096-43-76 (Viber, WhatsApp), Зубарева Лариса Степановна, руководитель Музея истории ОПК № 1.

Ждем Ваших сообщений и рады сотрудничеству!

История Омского педагогического колледжа №1

«Омский педагогический колледж №1» — одно из старейших профессиональных образовательных учреждений Западной Сибири

Его история началась 25 апреля 1872 года, когда по представлению Государственного Совета указом императора Александра II в городе Омске была открыта Омская учительская семинария. Первым директором семинарии был назначен Николай Иванович Вирень — статский советник, закончил  Санкт- Петербургский педагогический институт в звании «старшего учителя». Будучи  очень энергичным  и деятельным человеком, он в короткий срок решил многие вопросы: по подбору кадров, аренде помещения, комплектованию учебными пособиями и мебелью, приему в семинарию на конкурсной основе учащихся и преподавателей.

Реальные учебные занятия для первых воспитанников семинарии начались лишь с 1 декабря 1872 года, так как только после положительного решения всех организационных вопросов для семинарий открывался кредит, включающий средства на содержание личного состава семинарии, выдачу квартирных денег, содержание учащихся, хозяйственные и канцелярские расходы, наем помещения, учебную часть и оборудование семинарии.

В первый год учительская семинария работала при неполном контингенте воспитанников и наличии вакантных должностей в педагогическом штате: кроме директора и двух штатных педагогов все остальные должности занимали совместители.

Согласно типовому положению семинария имела трехгодичный курс обучения с количеством учащихся 60 человек, но в 1872 г. к обучению приступили лишь 19 человек.

При семинарии имелось двухклассное начальное училище, в котором дети учились 5 лет. Воспитанники семинарии в этом училище получали педагогические навыки, проходя различные практики. При семинарии была и своя домовая церковь преподобного Сергия Радонежского. Имелись мастерские, где походили уроки «ручного труда».

Сюда приезжали учиться из Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей, Тобольской и Томской губерний. В семинарию принимали представителей разных сословий: детей дворян, чиновников, духовенства, мещан и крестьян в возрасте от 15 до 25 лет.

С 1877 г. по 1898 г. Омскую учительскую семинарию возглавляет Митрофан Алексеевич Водяников, который занимал эту должность дольше всех и дважды (1878–1898, 1902–1906), в общей сложности 13 лет. Он окончил  юридический  факультет  Московского  университета и в  Омской  учительской   семинарии  вначале  преподавал  историю, педагогику и практику,  а затем стал исполнять обязанности директора. Митрофан Алексеевич активно внедрял  в  практику  передовую  методику  начального  обучения  К.Д. Ушинского, в годы его руководства  семинаристов стали обучать столярному и переплетному делу, проводились практические занятия  по метрологии  и садоводству. Учебный план того времени включал в себя Закон Божий, педагогику, русский язык и словесность, арифметику и геометрию, физику, историю, географию и другие предметы.

Со второго класса начинались практические занятия, целью которых была подготовка учащихся семинарии к предстоя­щей учебной деятельности. Учащиеся присутствовали на показательных уроках учителей начальной школы, составляли планы и конспекты уроков. С третьего класса самостоятельно давали уроки и присутствовали на конференциях по их обсуждению.

С 1898 г. по 1902 г. директором семинарии был Н.С Иваницкий. В этот период большое внимание обращалось на воспитание внешней культуры поведения семинаристов. На педагогическом совете 17 декабря 1898 года было принято решение «проводить по воскресным дням обучение некоторым танцам и общепринятым нормам приличия». Гордостью педагогического коллектива был церковный хор семинаристов. Большую роль в повышении культуры семинаристов играло внеклассное чтение. По словам директора Н.С.Иваницкого, «…вся система внеклассного чтения должна служить средством отвлечения учащихся от «неправильного образа мышления»

К концу IXX века Омская учительская семинария приобрела популярность не только в Омске, но и во многих городах Сибири. Количество выпускников неуклонно росло.

В 1902 году в связи с ежегодным увеличением количества обучающихся Омская учительская семинария переезжает в новое кирпичное здание на улице Декабристов. Директором вновь назначен М.А.Водяников.

С 1 июня 1909 года (директор В.У Шамраев, 1906- 1910г.г.) Омская учительская семинария преобразуется из трехлетней в четырехлетнюю, добавляется приготовительный класс. Для поступления в приготовительный класс нужно было пройти 2 письменных (по русскому языку и арифметике) и 6 устных испытаний (по Закону Божию, русскому языку, арифметике, истории, географии, пению). Для поступления в 1 класс семинарии проверка знаний и навыков была серьёзнее. К вышеназванным испытаниям добавлялись ещё и устные экзамены по церковно-славянскому языку, геометрии, естествоведению, физике, рисованию, черчению, чистописанию. При этом круг вопросов по истории и географии был значительно расширен по сравнению с экзаменами для приготовительного класса

С 1910 г. по 1917 г. директором Омской учительской семинарии является Николай Павлович Васильев , который продолжает работу по укреплению педагогического состава семинарии, а также совершенствованию образовательного процесса в целом.

Основная масса учащихся состояла из детей городских сословий (ремесленников, мелких служащих), большинство из них жили в интернате при семинарии.

Преподавательский состав был достаточно стабильным, редко кто из преподавателей работал меньше 3-х лет, служба в Омской учительской семинарии была для них хорошей школой, дающей возможность отточить различные грани педагогической профессии.

В 1917 — 1918 учебном году  Омскую учительскую семинарию возглавляет Александр Никитич Седельников  — известный географ — исследователь, учёный, краевед. Александр Никитич был одним из активнейших членов Западно Сибирского отдела Русского географического общества: подготовил к печати, опубликовал и ввел в научный оборот десятки научных трудов по истории, географии, ботанике, зоологии, геологии, археологии, этнографии Сибири и Казахстана; привел в порядок собрания Омского музея; много выступал с лекциями в Омске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, рассказывая о растительном и животном мире юго западного Алтая. Став первым выборным директором Омской учительской семинарии, Александр Никитич прививал семинаристам интерес и любовь к исследовательской деятельности в области краеведения.

В 1918 — 1819 годах сложная политическая и социально-экономическая обстановка коснулась и Омских образовательных учреждений, а, в частности, Омскую учительскую семинарию. 1 февраля 1919 года было принято окончательное решение педсовета «О закрытии семинарии до начала будущего учебного года из-за отсутствия топлива», но приступить к занятиям в прежнем статусе Омской учительской семинарии не довелось.

В июле 1920 года Омскую учительскую семинарию объединили с Омским учительским институтом, который получил название Института народного образования. Это высшее учебное заведение просуществовало всего один год.

Уже в сентябре 1921 г. его реорганизуют в педагогический техникум. Это был второй педагогический техникум в   г. Омске (первый открыт в мае 1921 г.). В июле из-за недостатка средств   оба педтехникума и сельскохозяйственный техникум (открытый в марте 1921 г.) объединились в одно учебное заведение, которое назвали политехнический техникум. В его структуре было три отделения: школьное, дошкольное и агрономическое. С марта 1925 г. учреждение стало именоваться Агропедтехникумом, что наиболее соответствовало кадровым потребностям того времени.

В 1930 г. вышло постановление партии и правительства «О всеобщем начальном обучении», в связи с чем в Омской области были открыты новые начальные школы как русские, так и национальные. Потребовались новые педагогические кадры, в частности для казахских школ. С этой целью при Омском Агропедтехникуме были открыты отделения — украинское, казахское и пионервожатых.

Осенью 1930 из педагогического техникума образуются три самостоятельных учебных заведения: Казахский, Украинский и Русский педагогические техникумы, которые   размещались в одном помещении по ул. Ленина, 10. Это здание передается областной советско- партийной школе. Позже, в 1934 году, Украинский педтехникум переводят в г. Славгород, Русский педтехникум — в г. Тюмень, а Казахский педтехникум остается в г. Омске.

В 1932 году казахское отделение было реорганизовано в самостоятельный Западно-Сибирский казахский техникум с трёхлетним сроком обучения (с 1946 года срок обучения был увеличен до 4х лет). Для техникума было выделено помещение по улице Мопра, 22-24 (в будущем ул. им. Гагарина). Оно было плохо приспособлено к учебным занятиям, так как в прошлом там располагались магазины.

Первым директором техникума был Умаргазы Утебаевич Утебаев , который проработал  в  этой  должности  с  перерывами до 1952 года. Умаргазы Утебаевич содействовал  увеличению  контингента  обучающихся за  счет выпускников семилетних школ Омской области и Казахстана, значительно улучшил материальную  базу учреждения. Особое внимание он уделял организации воспитательной  работы, формированию у обучающихся  навыков  культуры поведения.

С 1937 г. заведение стало называться Казпедучилище. В 1938 году директором стал Байкенов Нурли Байкенович, который до этого работал преподавателем  в этом же училище. Но спустя 2 года Нурли Байкенович был мобилизован, и директором был вновь назначен Утебаев У.У.

В музее истории «Омского педагогического колледжа № 1» до сих пор хранятся дипломы выпускников 1941 года. Их владельцы не вернулись с фронта, пав смертью храбрых. Многие из них получили ордена и медали за заслуги перед Родиной.

Высшей награды Родины и вечную память благодарных потомков — звания Героев Советского союза удостоены выпускники Омского педагогического училищаКаюкин Михаил Иванович и Быстров Николай Игнатьевич, чьи имена увековечены на памятной доске при входе в колледж.

К началу 1943/1944 учебного года училище возвратилось в город. Собственное здание по ул. Мопра было занято под госпиталь, и занятия проводились в разных помещениях на правах «квартирантов».

В 1945 году директором вновь назначен У.У. Утебаев, демобилизованный из Армии после окончания войны, и коллектив приступает к занятиям в родном помещении. Война подходила к концу. Возвращались преподаватели, студенты, приглашались новые специалисты. Труд педагогов в годы войны был отмечен не только боевыми наградами, но и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.». Их получили семь преподавателей училища.

Учреждение в годы ВОВ

В июне 1941, когда началась Великая Отечественная война, около 150 бывших выпускников и часть преподавателей сразу же были мобилизованы в Красную Армию. Среди них — директор У.У. Утебаев, заведующий заочным отделением Г.И. Назаров, преподаватели А.В. Арзамасов, В.И. Суслов, В.Л.Захаров, К.Н. Глушаков, Н.Е. Малицкий,  В.П. Сафончик, В.И. Котляр, Л.Г.Шахов, В.Г. Аксенов, В.Л. Журин, А.П. Чемерев и др. Директором училища в военный период была назначена Хамидулина Галина Алексеевна.

С началом войны Казпедучилище было эвакуировано на станцию Исилькуль, а его заочное отделение оставили в городе Омске. Позже, в августе 1941 года, преобразовали в самостоятельное Омское заочное педагогическое училище. В это же время в Исилькуль приехало Омское Ленинское русское педучилище, открытое еще в 1935 г. Оба училища объединились в одно. Директором объединённого училища назначили Ракова  Михаила Ильича.

Старшие курсы занимались по ускоренной программе, т.к. необходимо было заменить учителей начальных классов, ушедших на фронт.

В музее истории «Омского педагогического колледжа № 1» до сих пор хранятся дипломы выпускников 1941 года. Их владельцы не вернулись с фронта, пав смертью храбрых. Многие из них получили ордена и медали за заслуги перед Родиной.

Высшей награды Родины и вечную память благодарных потомков — звания Героев Советского союза удостоены выпускники Омского педагогического училищаКаюкин Михаил Иванович и Быстров Николай Игнатьевич, чьи имена увековечены на памятной доске при входе в колледж.

К началу 1943/1944 учебного года училище возвратилось в город. Собственное здание по ул. Мопра было занято под госпиталь, и занятия проводились в разных помещениях на правах «квартирантов». Первое время директором был Ж.И. Джангунаков, затем Ф.Х. Ибнояминов, при котором училище начало восстанавливаться.

В 1945 году директором вновь назначен У.У. Утебаев, демобилизованный из Армии после окончания войны, и коллектив приступает к занятиям в родном помещении. Война подходила к концу. Возвращались преподаватели, студенты, приглашались новые специалисты. Труд педагогов в годы войны был отмечен не только боевыми наградами, но и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.». Их получили семь преподавателей училища.

В связи с нехваткой квалифицированных кадров педагогических работников в системе образования Омской области в 1948 году в  Казахском  педагогическом  училище открывается  русское  отделение, и с 1949  года Казпедучилище стало называться Русско — казахское педучилище.

В 1952 году директором назначен Кутянский Анатолий Ильич, работавший до этого заместителем заведующего городским отделом образования. В своей деятельности Анатолий Ильич руководствовался простыми понятиями: доверие и уважение, требовательность и ответственность, слово и дело. Он настойчиво добивался порядка и дисциплины в педагогическом коллективе и среди учащихся, поддерживал многие полезные инициативы преподавателей, многое сделал для укрепления материальной базы училища. Возглавлял учреждение А.И.Кутянский до 1980 года.

Состав учащихся стал многонациональным (русские, казахи, украинцы, белорусы, евреи, татары, немцы), и училище стало просто называться «Омское педагогическое училище»

В 1958 году было открыто музыкальное отделение, которое позже определилось в самостоятельное образовательное учреждение — «Омское музыкально-педагогическое училище № 3».

В 1965 году был проведён первый набор учащихся на пионерское отделение, готовящее старших пионерских вожатых для школ города и области. Педагогический коллектив в тот период характеризовался постоянством своего основного состава. В тот же год Педагогическое училище переезжает в новое здание на улице Вс. Иванова, 13.

В связи со 100-летним юбилеем в 1972 году за успехи в подготовке учительских кадров, училище, возглавляемое А.И. Кутянским, получило высшую награду Родины – орден Трудового Красного Знамени.

1978г. Педагогическое училище становится базовым образовательным учреждением Министерства просвещения РСФСР. На базе училища ежегодно проводятся региональные, республиканские совещания, научно-практические конференции.

С 1980 г. по 1990 г. училище возглавляет Федор Федорович Кириченко, Заслуженный  учитель РСФСР. Меняется стиль  работы коллектива. Фёдор Фёдорович вносит ряд предложений, которые получили  отклик  у  коллектива и одобрение:  повысить роль методических объединений, создать дискуссионный клуб, избрать совет отделений, создать совет старост по практике. Все подчинено решению главной  задачи: добиться высокого качества обучения студентов, обеспечить профессиональную  подготовку  специалистов.

В 1990 году директором Омского педагогического училища № 1  становится Александр Петрович Романов, для которого был характерен демократический стиль управления. Несмотря на сложный период в истории страны, педагогическому коллективу под руководством Александра Петровича удаётся внедрять в образовательный процесс передовые технологии, расширять базы педагогической практики, с уверенностью смотреть в будущее.

Одной из реформ в эти годы стала идея создания при  училище педагогического лицея. Активная работа всего коллектива, а также поддержка городского отдела образования помогли воплотить эту идею в жизнь: 1 сентября 1994 года общеобразовательный лицей ГОУ СПО «Омское педагогическое училище № 1» был открыт. В этот же период происходит переход на многоуровневую подготовку специалистов, значительно расширяется спектр специальностей.

С 1996 года по 2005 год директором училища является  Заслуженный учитель школы Надежда Александровна Разживина. До прихода в Омское педагогическое училище № 1 Надежда Александровна возглавляла ряд школ города Омска. За годы ее руководства   улучшилась материальная и учебно — методическая база, ежегодно пополнялся библиотечный фонд, открыты новые специальности повышенного уровня обучения. Активная жизненная позиция Надежды Александровны и вклад в развитие современного образования  были оценены по достоинству: в 2002 году она получает диплом победителя Всероссийского конкурса «Женщина — директор года», ее портрет занесен на Доску почета Ленинского Административного округа. В 2004 году именно ей кандидат в Президенты РФ В.В. Путин доверяет представлять его интересы в избирательной кампании выборов Президента РФ по Омской области.

В 2005 году «Омскому педагогическому училищу № 1», присвоен статус «Омский педагогический колледж №1».

В 2007 году в честь 135 — летнего юбилея  Омский педагогический колледж № 1  награждён Почётной грамотой Правительства Омской области. Под руководством директора, кандидата педагогических наук Галины Фёдоровны Авдеевой, в колледже функционируют школьное и социально — гуманитарное отделения, восстановлена заочная форма обучения, созданы условия для довузовской подготовки по ряду специальностей. В 2008 году колледж занесён во Всероссийский Национальный регистр «100 лучших ССУЗов России».

В 2010 г. происходит  реорганизация   образовательного  учреждения  путем присоединения  к  Омскому  педагогическому  колледжу № 1 Омского педагогического  колледжа №4. С 2011 года теперь уже единое учебное заведение  успешно реализует   Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.

В 2012 году директором колледжа становится Виктор Михайлович Лосев. Под руководством Виктора Михайловича в колледже создается доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, открывается Центр инклюзивного образования и дистанционных образовательных технологий, колледж становится экспериментальной площадкой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (г.Москва) по теме«Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессиональной подготовки».

В 2013 году происходит ещё одна реорганизация образовательного учреждения: к Омскому педагогическому колледжу № 1 присоединяется Омский педагогический колледж № 2. Меняется физический адрес нахождения колледжа: г.Омск, ул. Блюхера, 28.

Новый 2013/2014 учебный год объединил преподавателей, сотрудников, ветеранов колледжа в новый крупный коллектив, который способен решать важные задачи — слышать ритм времени, сохранять лучшие традиции, быть достойным последователем предшествующих поколений.

Важным событием после объединения 3-х колледже в единый коллектив, было открытие музея  истории Омского педагогического колледжа №1, которое состоялось в преддверии Дня колледжа в апреле 2014 года. Музей занимает  особое место в гражданско-патриотическом воспитании студентов:  в нём собран богатый материал по истории учебного заведения на этапах образования, становления и развития.

С 2014 г. по 2018 г. колледж возглавляет  Михаил Михайлович Михайлов.

Под руководством Михаила Михайловича колледж включился в  движение WorldSkillsRussia– Всероссийский  чемпионат профессионального мастерства. Также в целях совершенствования практической подготовки студентов в колледже создается и функционирует учебно-производственный кластер. В этот период активно развивается международное сотрудничество с образовательными организациями республики Казахстан, студенты  и преподавательский состав неоднократно выезжают на международные конкурсы, конференции и семинары, занимая  призовые места.

Преобразовывается и сам колледж: укрепляется материально — техническая база, благоустраивается территория.

Сегодня «Омский педагогический колледж №1″ является одним из лидеров по подготовке специалистов сферы образования, востребованных на региональном рынке педагогических кадров. Трудно найти в Омской области образовательную организацию, где бы ни работали его выпускники, подтверждая высокий статус выпускника «Омского педагогического колледжа №1, № 2, № 4.

Это современная профессиональная образовательная организация, которая обеспечивает качественное образование, соответствующее требованиям работодателей и родителей, актуальным потребностям подрастающего поколения.

Колледж насчитывает более 1300 обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, из которых более 200 выпускников ежегодно трудоустраиваются в образовательные организации города Омска и Омской области.

В числе преподавателей колледжа кандидаты педагогических наук, заслуженные учителя, почетные работники, отличники народного просвещения — за многолетнюю творческую педагогическую деятельность награжденные грамотой Министерства образования РФ, медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда».

В колледже создаются условия для подготовки педагогических кадров, востребованных на рынке труда, на основе создания социального образовательного пространства. Колледж принимает активное участие в научной, творческой, спортивно-оздоровительной, благотворительной деятельности на различных уровнях.

История Казпедтехникума

Западно — Сибирский казахский техникум (Казпедтехникум) был образован в 1932 году на базе Казахского отделения педагогического техникума.   Для нового учебного заведения было отделено помещение по улице Мопра, 22, в будущем ул. им. Гагарина.

Первым директором техникума был Утебаев Умаргазы Утебаевич, который проработал в этой должности с перерывами до 1952 года (1932-1938, 1940-1941, 1945- 1952). Он имел высшее образование и пользовался авторитетом у казахского населения области и г. Омска.

Контингент учащихся техникума состоял из выпускников казахских 7- летних школ районов Омской области и Казахстана. Было немало учащихся и татарской национальности. Подавляющее количество учащихся составляли юноши.

В 1934 г. был произведен первый выпуск учителей для начальных классов казахских школ в количестве 14 человек. В период с 1937 по 1941 год выпускало по 35-40 учителей, всего же было выпущено 261 человек.

С 1937 г. учебное заведение стало называться Казпедучилище.

В педагогическом составе Казпедучилища того времени были опытные учителя, большинство из них работали с момента открытия учебного заведения и вели уроки как на казахском, так и на русском языках. Работали предметные кружки, была развита художественная самодеятельность.

С началом Великой Отечественной войны около 150 выпускников и часть педагогов были мобилизованы в Красную Армию. Среди них — директор У.У. Утебаев, заведующий заочным отделением Г.И. Назаров, преподаватели А.В. Арзамасов, В.И. Суслов, В.Л. Захаров, К.Н Глушаков, Н.Е. Малицкий, В.П. Сафончик, В.И. Котляр, Л.Г. Шахов, В.Г. Аксенов, В.Л. Журин, А.П. Чемерев и др. Но даже во время войны училище продолжало работать.

Директором училища была назначена Галина Алексеевна Хамидулина

С началом Великой Отечественной войны Казпедучилище эвакуировано на станцию Исилькуль, а его заочное отделение оставили в г. Омске и позже, в августе 1941 года, преобразовали в самостоятельное Омское заочное педагогическое училище. В это же время в Исилькуль приехало Омское Ленинское русское педагогическое училище, открытое еще в 1935 г. Оба училища, объединились в одно. Директором объединённого училища назначили Михаила Ильича Ракова. Заместителем по учебно — воспитательной работе назначен Эрахмиэль Яковлевич Лейфер, завуч Казпедучилища.

К началу 1943/1944 учебного года училище возвратилось в город. Собственное здание по ул. Мопра было занято под госпиталь, и занятия проводились в разных помещениях на правах «квартирантов». Первое время директором был Ж.И. Джангунаков, затем Ф.Х. Ибнояминов, именно при нем училище начало восстанавливаться.

С началом 1945/1946 учебного года директором вновь назначен У.У. Утебаев, демобилизованный из Армии после окончания войны. И коллектив приступает к занятиям в родном помещении. Война подходила к концу. Возвращались преподаватели, студенты, приглашались новые специалисты. Труд педагогов Казпедучилища был отмечен медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 — 1945 гг.». Их получили семь преподавателей.

В связи с нехваткой квалифицированных кадров педагогических работников в системе образования Омской области в 1948 году в Казахском педагогическом училище открывается русское отделение, которое с 1949/1950 учебного года стало называться Русско- казахское педагогическое училище.

Из стен Казпедтехникума выпустилось немало выдающихся людей, среди которых:

  1. Династия Кеменгеровых:
    • Зайра Кеменгерова (Кошмухомбетова) — отличник народного просвещения Казахской ССР (выпускница 1947 года);
    • Нарманбет Кеменгеров — учитель и завуч Томарской школы Шербакульского р-на, Отличник народного просвещения РСФСР, орден «Знак почета», (выпускник 1947 года заочного отделения);
    • Кайирбек Кеменгеров — старший преподаватель кафедры Казахского литературного университета им Ч. Валиханова (г. Кокшетау), кандидат филологических наук (выпускник 1947 года).
  1. Гайнаден Мусабаев – доктор филологических наук, профессор, член- корреспондент Академии наук Казахской ССР (выпускник 1934 года).
  2. Хамзе Токпанов — председатель Павлодарского комитета по радиовещанию и телевидению (выпускник 1941года).
  3. Исакан Сатыбалдин — в сентябре 1941 г. ушел добровольцем на фронт, участвовал в боях на разных фронтах, награжден орденом Славы 3 степени. После войны работал военруком, а затем директором Томарской средней школы Шербакульского р-на (выпускник 1941 года).
  4. Хаирбулит Есенов– кандидат филологических наук, старший научный сотрудник института языкознания Академии наук Казахской ССР (выпускник 1947 года).
  5. Шаужен Мухамеджанов — во 2 половине 50х гг. работал преподавателем в Казпедучилище (преподавал казахский язык и литературу), затем в Институте языкознания Академии наук Казахской ССР младшим научным сотрудником, после защиты диссертации — кандидат филологических наук в том же институте (выпускник 1948 года).
  6. Жумажан Оспанов – кандидат филологических наук, преподаватель Джамбульского педагогического института (выпускник 1948 года).
  7. Маташ Есмуханов –декан Талды — Курганского пединститута, кандидат физико- математических наук (выпускник 1951 года).
  8. Макен Беткуров — ректор Джезказганского пединститута, кандидат филологических наук (выпускник 1953).
  9. Ахмет Мусинов – кандидат филологических наук, ученый секретарь института литературы и искусства им. М.О. Ауэзова (выпускник 1953 года).
  10. Нуржан Айткаев — кандидат наук Казахского пединститута им. Абая (выпускник 1954 года).

История Омского педагогического колледжа №2

1945 год. Ещё идут последние бои с фашистами под Берлином, а Советское государство уже озабочено мирным строительством страны Советов, вопросами воспитания молодого поколения, подготовкой кадров квалифицированных воспитателей.

В этом победном году в Омске, в Областном отделе народного образования, решается вопрос об открытии педагогического училища, готовящего кадры дошкольных работников, так как на тот момент подобного профиля училище в регионе было лишь одно – в Тобольске.

В 1945 году Отдел народного образования г. Омска поручает зав. сектором дошкольного воспитания Ю.Л. Шипицыной организовать Дошкольное педагогическое училище.

1 сентября 1945 г. был дан первый звонок для 35 учащихся с законченным средним образованием и для 72 учащихся, окончивших 7 классов. Первым директором назначается Ольга Владимировна Мордвинова.

Сразу же училищу было передано и заочное отделение, которое до этого находилось при школьном заочном педучилище в Ленинском районе города Омска.

В 1946/1947 учебном году в училище были созданы комсомольская и профсоюзная организация, выходит стенная газета, начали работу первые кружки художественной самодеятельности.

В числе первых преподавателей были люди, преданные делу дошкольного воспитания, активные участники организации детских садов и детских площадок в городе Омске и Омской области: Лебедева В.Л., Бескровная Е.Л., Пуганова Л.П., Колосова Е.С.

В 1947/1948 учебном году к двум классам третьего и второго курса добавились три класса первого курса (набор 105 человек). Всего обучается 183 человека.

Новый учебный год приносит радостную новость: училище получает общежитие на 40 мест. Оно находилось по улице Лобкова №54.

Впервые детские сады города приняли учащихся на непрерывную педагогическую практику.

В начале 1947 года директор училища О.В. Мордвинова переходит на преподавательскую работу, директором училища назначена Абрамова Р.В.

Училище переходит на работу по новому учебному плану. Вместо подведения итогов успеваемости по четвертям вводится семестровая система обучения. Экзамены учащиеся сдают два раза в год: в январе (4 экзамена) и в июне (7 – 8 экзаменов).

Продолжается укрепление кадрового состава преподавателей. Педагогическую деятельность в училище начинают Быстрова Е.П., Сорокина В.А., Пешехонова А.К., Ицкович Н.Я., Рыбакова З.Н., Шульц А.И., Сафончик В.П.

Новый 1948/1949 учебный год начинается в другом помещении: училище перевели в здание школы номер 65 по улице Омская.

Впервые, что было предусмотрено новым учебным планом, по окончании учебного года выпускники получили не свидетельства, а дипломы.

В июле 1950 года училищу выделили отдельное помещение на улице Почтовая № 33.

По указанию Министерства Просвещения утвержден специальный базовый детский сад для проведения показательных занятий учащимися всех курсов. Им стал детский сад № 25.

Студенты училища неоднократно выходили на субботники по благоустройству и озеленению Куйбышевского района города. С их участием был заложен сквер 30-летия ВЛКСМ.

В июле 1959 г. Дошкольное педучилище переезжает в здание по ул. Учебная, 33.

В 1959/1960 учебном году в училище обучалось 209 учащихся. Выпуск составил 74 человека дневного отделения. Все учащиеся направлены на работу в детские сады Омска и Омской области.
В Программу работы училища включается летняя педагогическая практика второго курса. Они направляются в районы Омской области для работы в детских садах и на детских площадках.

В 1964 г. в училище приходит новый директор — Евдокия Ивановна Швецова.

Педагогическая практика проходила уже в 30 детских садах города. Она осуществлялась под руководством воспитателей, из которых более 2/3 являются выпускниками училища. Впервые введена защита курсовых работ учащихся в базовых детских садах, на родительских собраниях, классных часах. В данном учебном году педагогическое училище назначено базой для проведения педагогической практики студентов Кемеровского педагогического института.

В юбилейном 1970/1971 учебном году в училище обучалось 452 человека. Выпуск дневного отделения составил 150 человек. Заочного отделения — 137 человек.

Вся учебно-воспитательная работа в текущем учебном году была направлена на подготовку к 25-летнему юбилею училища: силами преподавателей и учащихся был собран обширный материал, учащиеся установили связь с ветеранами педагогического труда, много лет проработавшими в училище. Преподаватели Н.Б.Кириллова  и И.С.Колосова  составили летопись училища за 25 лет. А 23 октября 1970 года проведён торжественный вечер, посвященный юбилейной дате.

В этом же учебном году преподавателю Е.С.Колосовой  присвоено звание «Заслуженный учитель РСФСР».

В 1972/1973 по итогам смотра художественной самодеятельности и по итогам спартакиады училище заняло 1 место среди средних специальных заведений города Омска.

Впервые организовано 2 строительных отряда, которые работали в Омской области и в Краснодарском крае.

1974/1975 учебный год — это год подготовки к 30-летию Победы в Великой Отечественной войне и 30 – летию Педагогического училища.

Учащиеся под руководством преподавателей собрали богатый информационный материал, оформили зал боевой славы, организовали встречу с ветеранами Великой Отечественной войны и ветеранами педагогического труда. Также учащимися училища проведена поисковая работа, результатом которой стала конференция на тему: «Дошкольное воспитание в годы Великой Отечественной войны в Омской области».

В восьмидесятые годы многие преподаватели за достигнутые успехи в работе получают Правительственные награды: директор училища Е.И. Швецова получает звание «Заслуженный учитель школы РСФСР», преподаватель М.Б. Кириллова награждена орденом «Знак почета», заместитель директора по учебной части Т.В. Казанина награждена медалью «За трудовую доблесть».

С 1984 года училище возглавляет Альбина Борисовна Сёмина.

В эти годы училище переезжает в новое здание по адресу ул. Блюхера, 28.

Девяностые годы учреждение встречает как учебно – педагогический комплекс Педагогическое училище №2 – базовая школа – дошкольное учреждение. В эти годы комплекс принимает китайскую делегацию из Харбинского педагогического училища для подготовки учителей детского сада, ведется переписка по обмену опытом.

В 1992 году учебное заведение получает новое название — Омский педагогический колледж № 2 «Высшее педагогическое училище №2 – начальная гимназия».

В 1995 году училище отмечает 50- летний юбилей.

В эти годы открывается отделение физической культуры, специальность «Учитель физической культуры с дополнительной подготовкой в области спортивной тренировки». В учебную программу вводится туристическая летняя практика для студентов по специальности «Основы школьного туризма». Практика проводится в курортной зоне Боровое (Казахстан) и по Омской области. Большую работу среди студентов по воспитанию гражданственности и патриотизма проводят преподаватели – участники Великой Отечественной войны: И.А. Поздняков, Г.Д. Васильев, В.И. Попов, В.Т. Чепелев, Г.А. Назарова.

В 2013 году происходит присоединение Педагогического колледжа №2 к Педагогическому колледжу №1.

История Омского педагогического колледжа № 4

История Омского педагогического колледжа № 4 началась в 70-е годы прошлого века. В этот период Омск испытывал острую необходимость в квалифицированных работниках дошкольных учреждений, поэтому 03.08.1979 года по приказу Областного отдела народного образования Омской области в здании бывшей школы № 38 было открыто Педагогическое училище №4. Директором назначена Валентина Васильевна Шамсутдинова.

На первый курс специальности 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях» на базе полной и неполной средней школы зачислено 120 студентов. Штат преподавателей — 14 человек. Условия для работы и обучения были сложные: здание находилось в аварийном состоянии, поэтому и преподаватели, и обучающиеся первым делом были привлечены к ремонту.

Новое учебное заведение в первый же год своего существования заявило о своём рождении, приняв участие в областном смотре художественной самодеятельности «Студенческая весна 1980 г.», выставке прикладного искусства среди техникумов г.Омска, областных спортивных соревнованиях. Студенты училища приняли активное участие в городских и областных предметных олимпиадах, а также вошли в состав строительных отрядов города.

В 1980/1981 учебном году Исполком горсовета закрепил за училищем шефов – коллектив предприятия «Рембыттехника». Студенты помогали шефам в уборочной кампании, на субботниках.

Кроме того, студенты привлечены и к культурно-массовыми мероприятиям как внутреннего, так и внешнего уровня. В это период проводятся такие мероприятия как:

  • КВН между командами Педагогического училища № 4 и Музыкально-педагогического училища №3;
  • первый конкурс профессионального мастерства «А ну-ка, девушки!»;
  • «Неделя физики»;
  • выставка «Физика в быту»;
  • «Физика и детская игрушка».

В зимние каникулы состоялась туристическая поездка группы студентов в Калининград.

В 1981/1982 учебном году в образовательный процесс вводится изучение спецдисциплин, появляется новое направление — педагогическая практика. Кроме того продолжается работа по оснащению кабинетов, улучшению материально — технической базы.

В этот учебный год начали работу КИД  (руководитель Антонова Т.Д.), штаб «Поиск», (руководитель Максименко Т.Г.), кружок любителей поэзии (руководитель Заборовская С.П.). Творческий коллектив Педагогического училища № 4 занимает 1 место в областном смотре художественной самодеятельности «Студенческая весна — 1981».

1982/1983 учебный год ознаменован подготовкой к празднованию 60 — летия  СССР. Итогом большой поисковой и творческой работы в преддверии этой даты стал фестиваль «Союз нерушимый республик свободных», на котором были представлены творческие номера хора народной песни, танцы народов СССР, выставка народных костюмов.

В этом же году на базе училища создана « Школа будущего воспитателя», открыты творческие мастерские ручного труда, детской литературы и
природоведения.

Директор В.В. Шамсутдинова  награждена значком «Отличник народного просвещения СССР»

В 1983/1984 учебном году   Омское педагогическое училище № 4 выпустило из своих стен первых выпускников — специалистов дошкольного образования для дошкольных образовательных учреждений г. Омска и Омской области. Среди них 10 дипломов с отличием.

Также значимым событием этого года в педагогическом училище явилась организация музыкально-драматической студии (руководитель Филюшкина Г.М.). Первый спектакль «Корзина с еловыми шишками» по К. Паустовскому успешно продемонстрировал полученные студентами навыки актёрского мастерства. В училище открыты первые выставки ИЗО и прикладного творчества, начинается сбор материала для будущего музея истории дошкольного воспитания.

В 1984/1985 учебном году вся учебно-воспитательная работа направлена на подготовку к празднованию 40-летия Великой Победы. Коллектив училища проводил поисковую работу, участвовал в общегородской акции «Памяти павших будьте достойны». Совместно с ветеранами 54-й армии, защитниками Ленинграда, было проведено собрание ко дню Победы народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.

Лучшие педагоги училища были награждены значком «Отличник среднего и специального образования» (Демченко О.И., Сликин В.А.), «Отличник народного просвещения» (Казанина Т. В.).

В 1985/1986 учебном году на базе училища работает университет «Кругозор». Среди  восьми его факультетов есть и военно-патриотический. Поездки по родной стране помогают лучше узнать историю страны, найти много новых друзей в других городах и республиках.

В апреле 1986г.   Омское педагогическое училище № 4 принимает гостей со всей страны — на его базе  проходит Всероссийский семинар  директоров педагогических училищ. Происходит обмен опытом в области системы образования средних специальных учебных заведений.

В 1986/1987 учебном году за успехи в подготовке кадров для дошкольных образовательных учреждений коллектив училища награжден переходящим Красным Знаменем Министерства просвещения СССР и ЦК профсоюзов работников образования.

В 1987/1988 учебном году в училище открывается отделение заочной формы обучения по специальности «Дошкольное образование», первый набор — 90 человек.

В этом же учебном году директору В.В.Шамсутдиновой  присвоено звание «Заслуженный учитель школы РСФСР».

С 1988/1989 учебного года училище начинает готовить студентов по следующим специальностям: «Руководитель физического воспитания», «Музыкальный руководитель», «Руководитель изобразительной деятельности», «Воспитатель с правом обучения иностранному языку». Выпускники, таким образом, получают дополнительную специальность, что позволяет всесторонне развивать ребенка в детском саду.

В 1990/1991 учебном году коллектив училища возглавил новый директор — Заслуженный учитель РФ Тамара Васильевна Казанина.  

В это время решалась актуальная проблема непрерывности профессионального образования. Под руководством нового директора образовательное учреждение достойно прошло лицензирование, аттестацию и аккредитацию и получило новый статус — педагогический колледж.

Студенты и педагоги училища продолжают активно участвовать в  культурно-массовых и познавательных мероприятиях различного уровня:

  • городской праздник «Встречай весну»;
  • городской конкурс газет по экологии (2-е место);
  • городской концерт — викторина среди педагогических училищ, посвященный 100-летию со дня рождения композитора С.С. Прокофьева (3-е место);
  • открытие студенческого клуба «Философская гостиная».

В 1991/1992 учебном году началось сотрудничество Омского педагогического училища № 4 с ОмГПУ: на базе учреждения создан учебно – научно — методический комплекс непрерывного образования «Педагогический университет- педагогическое училище». Руководителем разработки и апробации учебных планов стала заместитель директора, Заслуженный учитель РФ Т.Н. Каменева.

В 1993 году  образовательному учреждению присвоен статус «Педагогический колледж».

Студенты первого выпуска колледжа в 1995 году продолжали обучение на дошкольном факультете Омского государственного педагогического университета.

В 1995/1996 учебном  году на базе колледжа открыты экспериментальные творческие лаборатории «Социализация детей дошкольного возраста», «Работа по системе Марии Монтессори» и др.

В этом учебном году преподаватели колледжа приняли участие в проведении 2-ой научно-практической конференции по ТСО (технические средства обучения), а также в областных педагогических чтениях «Развитие традиций и инноваций в образовании»

Директору Казаниной Т.В. присвоено звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».

В 1998 году в связи с потребностью региона в кадрах для специальных (коррекционных) образовательных учреждений вводится новая специальность «Специальное дошкольное образование»; реализуются образовательные программы повышенного уровня ГОС СПО первого поколения.

В 1999 году по итогам государственной аттестации утвержден статус учреждения среднего профессионального образования повышенного уровня.

В 2000 году на базе Педагогического колледжа № 4 открываются новые специальности:

  • «Специальная педагогика в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях»;
  • «Коррекционная педагогика в начальном образовании»;
  • «Организация воспитательной деятельности».

В 2001 году в колледже начинает работу научное студенческое общество «Пирс» (руководитель Попова Н.Н.)

В 2002 голу заместителю директора Каменевой Т.Н. присвоено звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации». Осуществляется подготовка кадров по заочной форме обучения на специальность «Социальное дошкольное образование».
2003 год ознаменован рядом значительных достижений:

  • учреждению присвоено звание лауреата II областного фестиваля инновационных проектов в системе образования Омской области;
  • преподаватель Мельников Н.А. занимает I место в Областном этапе Всероссийского конкурса современных технологий обучения в образовательном процессе СПУЗ;
  • преподаватель Шмакова Е.В. занимает II место в Областном конкурсе СПОУ «Педагог года — 2003»;
  • колледж принимает участие во Всероссийском совещании учреждений СПО «Личностно — ориентированное обучение студентов СПО в период педагогической практики».

В этом же году получен статус Областной опытно– экспериментальной площадки по проблеме «Реализация компетентностного  подхода средствами проектирования индивидуального  образовательного маршрута студента в условиях модернизации содержания среднего педагогического образования повышенного уровня». Руководство экспериментом осуществляла кандидат педагогических наук Дракина И.К.

В 2004 году Омский педагогический колледж № 4 занимает I место в Областном конкурсе «Зеленое дерево жизни» и Областном конкурсе опорных кабинетов по воспитательной работе среди СПОУ.

В 2005 году колледж становится лауреатом благотворительного сезона в номинации «Лучшее учебное заведение».

В 2006 году колледж возглавил  Анатолий Сергеевич Полынский.      

Важными достижениями года являются:

  • 1-е место в Областном конкурсе «Куратор года – 2006» (преподаватель Надточий Г.Ф);
  • первичная организация профсоюза студентов становится победителем Областного смотра — конкурса Обкома профсоюзов (председатель профсоюзной организации — Чижова Т.А.);
  • по заочной форме обучения вводится специальность «Коррекционная педагогика в начальном образовании».

В 2007 году первичная профсоюзная организация сотрудников награждена Грамотой ЦК Профсоюзов работников образования и науки. Председатель профсоюзной организации Ольга  Владимировна  Быханова становится делегатом 4 съезда Профсоюза работников образования в г. Москве.

С 2008 года обязанности директора Омского педагогического колледжа № 4 исполняет Татьяна Николаевна Каменева.

В 2009 году открывается  новая  специальность «Организация сурдокоммуникации» по очной и заочной форме обучения.

За годы существования заочной формы обучения было подготовлено 727 специалистов.

За 30 лет существования  колледжа подготовлено около 5000 специалистов. Из них 580 дипломов с отличием. Многие выпускники стали руководителями  образовательных учреждений г. Омска и Омской области. Шесть выпускников защитили кандидатские диссертационные исследования по различным проблемам педагогики и психологии.

2010 г.- реорганизация образовательного учреждения  путем присоединения  к Омскому педагогическому колледжу № 1.