Аннотация
программы повышения квалификации
«Альтернативная и дополнительная коммуникация в реализации инклюзивного образования в профессиональной образовательной организации»
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что педагоги среднего профессионального образования, которые реализуют свои трудовые функции с обучающимися особой заботы, обнаруживают потребность в более широком спектре компетенций в области развивающих (коррекционных) технологий. Они сталкиваются с необходимостью реализации особого подхода к взаимодействию с данными обучающимися, оказания поддержки в коммуникативном развитии, преодолении возникающих трудностей социализации. ДПП ПК способствует формированию у педагогических работников среднего профессионального образования способности выстраивать коммуникацию с разными категориями обучающихся.
На сегодняшний день альтернативная и дополнительная коммуникация активно используется детьми и взрослыми. Педагогические работники образовательных организаций должны владеть базовыми методами и техниками коммуникации, а также уметь поддерживать общение с обучающимися, использующими инструменты альтернативной и дополнительной коммуникации.
Отсутствие навыков коммуникации негативно влияет на социальное и эмоциональное развитие человека. Трудности вербальной коммуникации отдельных категорий обучающихся приводят к необходимости обращения к другим альтернативным и дополнительным средствам коммуникации.
Данная технология позволяет оказать помощь обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью в решении коммуникативных проблем личностного развития, осуществить профилактику негативного социального и эмоционального развития, препятствующих успешному обучению, общению, социальной адаптации.
Данная программа познакомит педагогических работников с разнообразием средств альтернативной и дополнительной коммуникации, с различными группами её пользователей, а также, позволит освоить основы технологии применения данных средств в работе с обучающимися с ОВЗ, инвалидностью.
Цель программы: совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в области применения практик альтернативной коммуникации в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в ПОО.
Задачи:
- Изучить теоретические основы применения АДК в образовательном процессе обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
- Познакомить с пользователями АДК.
- Раскрыть коррекционные возможности разных средств АДК в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
- Овладеть технологией применения средств АДК в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
Категория слушателей, на обучение которых направлена программа: педагогические работники СПО.
Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений, знаний — полученные после окончания курсов компетенции, умения, знания могут быть использованы специалистами ПОО во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ, инвалидностью в воспитательном и учебном процессах.
Продолжительность освоения программы: 16 часов.
Форма обучения: очная (с применением дистанционных образовательных технологий).
Средства дистанционного обучения: Образовательный портал Омского педагогического колледжа №1, электронный учебно-методический комплекс.
Документ по итогам освоения программы: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Содержание программы:
Базовая часть программы
Модуль 1.1. Теоретические основы альтернативной и дополнительной коммуникации
Учебный элемент 1.1.1. Теории языкового развития. Уровни коммуникативного развития
Учебный элемент 1.1.2. Пользователи альтернативной и дополнительной коммуникации
Учебный элемент 1.1.3. Классификация средств альтернативной и дополнительной коммуникации по модальностям
Профильная часть программы
Модуль 2.1. Средства альтернативной и дополнительной коммуникации
Учебный элемент 2.1.1. Коммуникативные карточки, таблицы, экраны, книги: основные сведения; варианты изготовления и использования.
Учебный элемент 2.1.2. Низкотехнологичные, среднетехнологичные и высокотехнологичные средства АДК и использование их в образовательном процессе.
Модуль 2.2. Технология применения альтернативной и дополнительной коммуникации
Учебный элемент 2.2.1. Принципы построения среды с использованием АДК
Учебный элемент 2.2.2. Стратегии обучения, этапы введения АДК
Итоговая аттестация