АЛГОРИТМ ВНЕДРЕНИЯ ЦЕЛЕВОЙ МОДЕЛИ НАСТАВНИЧЕСТВА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

1-й этаппланирование и подготовка: формирование управленческой команды, рабочей группы по работе над внедрением целевой модели наставничества обучающихся (далее — ЦМН) в ОО

(май текущего года)

Суть этапа:

Планирование работы по внедрению целевой модели наставничества обучающихся в ОО Омской области будет осуществляться в соответствии с определенными организационно-методическими документами.

Определение и понимание того, кто станет координаторами и, кто войдет в проектные педагогические команды (рабочие группы) по реализации внедрения целевой модели наставничества.

Целесообразно издать приказ руководителя ОО о создании и организации работы управленческой команды по внедрению целевой модели наставничества в ОО.

Координаторами, в данном случае, могут выступать руководители ОО, заместители директора, представители методических образований ОО.

Образцы документов  для оформления этапа:

  1. Приказ руководителя ОО «О создании и организации работы управленческой команды для внедрения целевой модели наставничества в ________ (наименование ОО)»
  2. Приказ руководителя ОО «О внедрении целевой модели наставничества обучающихся в ОО________ (наименование ОО)»
  3. Положения о формах наставничества
  4. Положения о реализации ЦМН в ОО
  5. Создание вкладки на сайте ОО «Наставничество»

 

 

2-й этап – разработка плана работы по организации внедрения наставничества в ОО на 2020-2024 годы

 (ежегодно, период до 2024 г.) 

Суть этапа:

В рамках данного этапа необходимо разработать план реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением ЦМН обучающихся в ОО.

При разработке плана необходимо ориентироваться на дорожную карту реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области.

Образцы документов для оформления этапа:

  1. Дорожная карта реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области
  2. Проект муниципального плана реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением целевой модели наставничества в ОО (форму можно адаптировать на уровень ОО)

3-й этап – анализ исходного состояния для внедрения ЦМН обучающихся в ОО  

(май текущего года)

Суть этапа:

В рамках данного этапа необходимо провести анализ имеющихся наставнических практик (учитывая критерии отнесения мероприятий к наставническим практикам) в тех ОО, которые включены в Перечень участников.

Важно учитывать плановые показатели ОО для вовлечения в наставнические практики

Образцы документов для оформления этапа:

  1. Перечень ОО — участников внедрения ЦМН в текущем году (утвержденный Министерством образования Омской области)
  2. Характеристика форм наставничества
  3. Критерии отнесения мероприятий к наставническим практикам
  4. Плановые показатели вовлечения в наставнические практики обучающихся образовательных организаций в текущем году
  5. Форма мониторинга для сбора данных о реализации ЦМН обучающихся в образовательных организациях

4-й этапнормативно-правовое обеспечение (разработка программ наставничества в ОО, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ОО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с социальными партнерами)

(май-август текущего года)

Суть этапа:

В рамках данного этапа предполагается разработка программ наставничества в образовательной организации, создание новых и внесение изменений в существующие локальные акты ОО, подписание договоров о взаимном сотрудничестве с партнерами и др.

Комплект документов сформирован, им можно пользоваться как шаблоном, приведены примеры заполнения этих документов.

Образцы документов для оформления этапа:

  1. Форма ведения базы данных наставляемых, наставников и программ наставничества
  2. Согласие на обработку персональных данных
  3. Соглашение о сотрудничестве между наставником и наставляемым
  4. Индивидуальный план (комплекс мероприятий,) в рамках организации работы наставнической пары/группы
  5. План внедрения «Дорожной карты» целевой модели наставничества
  6. Договоры о социальном партнерстве (представители профессиональной среды)

5-й этап – распространение практик наставничества; обсуждение и согласование программ наставничества с участниками образовательных отношений (методические объединения; пед. советы и т.п.)

(ноябрь-декабрь текущего года)

Суть этапа:

Формирование  перечня распространения практик наставничества в ОО

Участие в мероприятиях, посвященных популяризации института наставничества, обмену опытом (конкурсы, круглые столы, мастер-классы, семинары научно-практические конференции и т.п.)

Образцы документов для оформления этапа:

Создание ресурсной карты

6-й этапитоговый мониторинг эффективности реализации ЦМН обучающихся в ОО

(ноябрь текущего года)

Суть этапа:

Итоговый мониторинг эффективности реализации проводится ежегодно посредством предоставления информации о реализованных программах наставничества в предложенной форме (форма является обязательной для всех ОО  —  участников Целевой модели наставничества).

Срок предоставления – 20-25 ноября текущего года в региональный наставнический центр

Образцы документов для оформления этапа:

Форма итогового мониторинга для сбора данных об эффективности реализации ЦМН обучающихся в образовательных организациях

7-й  этапсбор данных, анализ и составление отчетности

(ноябрь-декабрь текущего года)

Суть этапа:

Сбор информации от ОО Региональным наставническим центром, анализ полученных данных, составление аналитической справки и отчета о степени вовлеченных наставников и наставляемых для достижения показателей эффективности внедрения ЦМН в Омской области за текущий год. Разработка адресных рекомендаций.

Формирование базы данных лучших наставнических практик

Образцы документов для оформления этапа:

  1. Заполненные формы итогового мониторинга для сбора данных о реализации ЦМН обучающихся в образовательных организациях
  2. Информационное наполнение вкладки на сайте ОО «Наставничество» о результатах работы

8-й этап – корректировка плана работы по организации внедрения наставничества в ОО

(январь-февраль следующего года)

Суть этапа:

На основе проведенного анализа, годового отчета выявляются недостатки; отмечаются плюсы, которые и будут положены в дальнейшее планирование аналогично предыдущему

Образцы документов для оформления этапа:

  1. Дорожная карта реализации системы мероприятий по управлению процессом внедрения целевой модели наставничества в Омской области (корректировка)
  2. План реализации системы мероприятий по управлению разработкой и внедрением целевой модели наставничества в ОО (корректировка)