Применение практик арт-терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в ПОО
Аннотация
программы повышения квалификации
«Применение практик арт-терапии в процессе психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью в профессиональной образовательной организации»
Актуальность программы. Актуальность программы обусловлена тем, что педагоги среднего профессионального образования, которые реализуют свои трудовые функции с обучающимися особой заботы, обнаруживают потребность в более широком спектре компетенций в области развивающих (коррекционных) технологий. Они сталкиваются с необходимостью реализации особого подхода к взаимодействию с данными обучающимися, оказания поддержки в развитии их личностных качеств, преодолении возникающих трудностей, социальной адаптации. ДПП ПК способствует формированию у педагогических работников среднего профессионального образования способности гармонизировать психическое состояние обучающегося через развитие у него умений самовыражения и самопознания, способствующих достижению личностных результатов в профессиональном становлении.
Широкие возможности для развития самовыражения и самопознания дают средства арт-терапии: творческие произведения, произведения искусства, неоформленные материалы природного происхождения и иные. Отличительными чертами арт-терапии являются два способа ее реализации: наблюдение и анализ того, что создано, и, непосредственно, самостоятельное создание разнообразных продуктов деятельности.
Данная технология позволяет оказать помощь обучающемуся с ОВЗ, инвалидностью в решении имеющихся проблем личностного развития, препятствующих успешному обучению, общению, социальной адаптации.
Данная программа познакомит педагогических работников с формами, приёмами и способами использования арт-терапевтических средств в учебном процессе и внеурочной деятельности при организации работы по личностному развитию обучающихся с ОВЗ, инвалидностью. Освоенные приёмы работы могут быть перенесены на деятельность с обучающимися группы риска.
Цель программы: совершенствование профессиональной компетентности педагогических работников в области применения практик арт-терапии в реализации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью в ПОО.
Задачи:
- Изучить психолого-педагогические характеристики обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
- Изучить основы арт-терапии, а также формы, методы и способы организации арт-терапевтического процесса.
- Раскрыть коррекционные возможности арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
- Овладеть практиками арт-терапии в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью.
Категория слушателей, на обучение которых направлена программа: педагогические работники СПО.
Сфера применения слушателями полученных профессиональных компетенций, умений, знаний — полученные после окончания курсов компетенции, умения, знания могут быть использованы специалистами ПОО во взаимодействии с обучающимися с ОВЗ, инвалидностью в воспитательном и учебном процессах.
Продолжительность освоения программы: 34 часа.
Форма обучения: очная (с применением дистанционных образовательных технологий).
Средства дистанционного обучения: Образовательный портал Омского педагогического колледжа №1, электронный учебно-методический комплекс.
Документ по итогам освоения программы: удостоверение о повышении квалификации установленного образца.
Содержание программы:
Базовая часть программы
Модуль 1.1. Общая характеристика обучающихся с ОВЗ, инвалидностью
Учебный элемент 1.1.1. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся с ОВЗ и инвалидностью
Учебный элемент 1.1.2. Составление психологического портрета обучающегося с ОВЗ, инвалидностью
Профильная часть программы
Модуль 2.1. Теоретические основы арт-терапии
Учебный элемент 2.1.1. Основы арт-терапии
Учебный элемент 2.1.2. Коррекционные возможности арт-терапии в психолого-педагогическом сопровождении обучающихся с ОВЗ, инвалидностью
Учебный элемент 2.1.3. Организация арт-терапевтического процесса
Учебный элемент 2.1.4. Формы организации арт-терапевтических занятий
Учебный элемент 2.1.5. Свойства материалов и особенности их применения в арт-терапевтическом процессе
Модуль 2.2. Направления (практики) арт-терапии в организации психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ, инвалидностью
Учебный элемент 2.2.1. Изотерапия
Учебный элемент 2.2.2. Сказкотерапия
Учебный элемент 2.2.3. Песочная терапия
Учебный элемент 2.2.4. Танцевальная терапия
Учебный элемент 2.2.5. Инновационные направления арт-терапии
Итоговая аттестация