«Омский педагогический колледж №1» — одно из старейших профессиональных образовательных учреждений Западной Сибири.
История Омского педагогического колледжа №1
Его история началась 25 апреля 1872 года, когда по представлению Государственного Совета указом императора Александра II в городе Омске была открыта Омская учительская семинария. Первым директором семинарии назначен Николай Иванович Вирен. Это был статский советник, он закончил Санкт-Петербургский педагогический институт в звании «старшего учителя». Будучи очень энергичным и деятельным человеком, он в короткий срок решил многие вопросы: по подбору кадров, аренде помещения, комплектованию учебными пособиями и мебелью, приему в семинарию на конкурсной основе учащихся и преподавателей.
Реальные учебные занятия для первых воспитанников семинарии начались лишь с 1 декабря 1872 года, так как только после положительного решения всех организационных вопросов для семинарий открывался кредит, включающий средства на содержание личного состава семинарии, выдачу квартирных денег, содержание учащихся, хозяйственные и канцелярские расходы, наем помещения, учебную часть и оборудование семинарии.
В первый год учительская семинария работала при неполном контингенте воспитанников и наличии вакантных должностей в педагогическом штате: кроме директора и двух штатных педагогов все остальные должности занимали совместители.
Согласно типовому положению семинария имела трехгодичный курс обучения с количеством учащихся 60 человек, но в 1872 году к обучению приступили лишь 19 человек.
При семинарии имелось двухклассное начальное училище, в котором дети учились 5 лет. Воспитанники семинарии в этом училище получали педагогические навыки, проходя различные практики. При семинарии была и своя домовая церковь преподобного Сергия Радонежского. Имелись мастерские, где походили уроки «ручного труда».
Сюда приезжали учиться из Акмолинской, Семипалатинской, Семиреченской областей, Тобольской и Томской губерний. В семинарию принимали представителей разных сословий: детей дворян, чиновников, духовенства, мещан и крестьян в возрасте от 15 до 25 лет.
С 1877 по 1898 годы Омскую учительскую семинарию возглавляет Митрофан Алексеевич Водяников, который занимал эту должность дольше всех и дважды (1878–1898 гг., 1902–1906 гг.), в общей сложности 24 года. Он окончил юридический факультет Московского университета и в Омской учительской семинарии вначале преподавал историю, педагогику и практику, а затем стал исполнять обязанности директора. Митрофан Алексеевич активно внедрял в практику передовую методику начального обучения К.Д. Ушинского, в годы его руководства семинаристов стали обучать столярному и переплетному делу, проводились практические занятия по метрологии и садоводству. Учебный план того времени включал в себя педагогику, русский язык и словесность, арифметику и геометрию, физику, историю, географию и другие предметы.
Со второго класса начинались практические занятия, целью которых была подготовка учащихся семинарии к предстоящей учебной деятельности. Учащиеся присутствовали на показательных уроках учителей начальной школы, составляли планы и конспекты уроков. С третьего класса самостоятельно давали уроки и присутствовали на конференциях по их обсуждению.
С 1898 по 1902 годы директором семинарии был Николай Степанович Иваницкий. В этот период большое внимание обращалось на воспитание внешней культуры поведения семинаристов. На педагогическом совете 17 декабря 1898 года было принято решение «проводить по воскресным дням обучение некоторым танцам и общепринятым нормам приличия». Гордостью педагогического коллектива был церковный хор семинаристов. Большую роль в повышении культуры семинаристов играло внеклассное чтение. По словам директора Н.С.Иваницкого «…вся система внеклассного чтения должна служить средством отвлечения учащихся от «неправильного образа мышления».
К концу XIX века Омская учительская семинария приобрела популярность не только в Омске, но и во многих городах Сибири. Количество выпускников неуклонно росло.
В 1902 году в связи с ежегодным увеличением количества обучающихся Омская учительская семинария переезжает в новое кирпичное здание на улице Декабристов. Директором вновь назначен Митрофан Алексеевич Водяников.
С 1 июня 1909 года (директор Валентин Николаевич Шамраев, 1906-1910 гг.) Омская учительская семинария преобразуется из трехлетней в четырехлетнюю, добавляется приготовительный класс. Для поступления в приготовительный класс нужно было пройти 2 письменных (по русскому языку и арифметике) и 6 устных испытаний (по Закону Божию, русскому языку, арифметике, истории, географии, пению). Для поступления в 1 класс семинарии проверка знаний и навыков была серьёзнее. К вышеназванным испытаниям добавлялись ещё и устные экзамены по церковно-славянскому языку, геометрии, естествоведению, физике, рисованию, черчению, чистописанию. При этом круг вопросов по истории и географии был значительно расширен по сравнению с экзаменами для приготовительного класса.
С 1910 по 1917 годы директором Омской учительской семинарии является Алексей Павлович Васильев, который продолжает работу по укреплению педагогического состава семинарии, а также совершенствованию образовательного процесса в целом.
Основная масса учащихся состояла из детей городских сословий (ремесленников, мелких служащих), большинство из них жили в интернате при семинарии.
Преподавательский состав был достаточно стабильным, редко кто из преподавателей работал меньше 3-х лет, служба в Омской учительской семинарии была для них хорошей школой, дающей возможность отточить различные грани педагогической профессии.
В 1917/1918 учебном году Омскую учительскую семинарию возглавляет Александр Никитич Седельников — известный географ-исследователь, учёный, краевед. Александр Никитич был одним из активнейших членов Западно-Сибирского отдела Русского географического общества: подготовил к печати, опубликовал и ввел в научный оборот десятки научных трудов по истории, географии, ботанике, зоологии, геологии, археологии, этнографии Сибири и Казахстана; привел в порядок собрания Омского музея; много выступал с лекциями в Омске, Семипалатинске, Усть-Каменогорске, рассказывая о растительном и животном мире юго-западного Алтая. Став первым выборным директором Омской учительской семинарии, Александр Никитич прививал семинаристам интерес и любовь к исследовательской деятельности в области краеведения.
В 1918/1919 годах сложная политическая и социально-экономическая обстановка коснулась и Омских образовательных учреждений, в частности, Омскую учительскую семинарию. 1 февраля 1919 года было принято окончательное решение педсовета «О закрытии семинарии до начала будущего учебного года из-за отсутствия топлива», но приступить к занятиям в прежнем статусе Омской учительской семинарии не довелось.
В июле 1920 года Омскую учительскую семинарию объединили с Омским учительским институтом, который получил название Института народного образования. Это высшее учебное заведение просуществовало всего один год.
Уже в сентябре 1921 года его реорганизуют в педагогический техникум. Это был второй педагогический техникум в г. Омске (первый открыт в мае 1921 года). В июле из-за недостатка средств оба педтехникума и сельскохозяйственный техникум (открытый в марте 1921 года) объединились в одно учебное заведение, которое назвали политехнический техникум. В его структуре было три отделения: школьное, дошкольное и агрономическое.
С марта 1925 года учреждение стало именоваться Агропедтехникумом, что наиболее соответствовало кадровым потребностям того времени.
В 1930 года вышло постановление партии и правительства «О всеобщем начальном обучении», в связи с чем в Омской области были открыты новые начальные школы как русские, так и национальные. Потребовались новые педагогические кадры, в частности для казахских школ. С этой целью при Омском Агропедтехникуме были открыты отделения — украинское, казахское и пионервожатых.
Осенью 1930 года из педагогического техникума образуются три самостоятельных учебных заведения: Казахский, Украинский и Русский педагогические техникумы, которые размещались в одном помещении по улице Ленина, 10.
Позже, в 1934 году, Украинский педтехникум переводят в город Славгород, Русский педтехникум — в город Тюмень, а Казахский педтехникум остается в городе Омске.
В 1932 году казахское отделение было реорганизовано в самостоятельный Западно-Сибирский казахский техникум с трёхлетним сроком обучения (с 1946 года срок обучения был увеличен до 4-х лет). Для техникума было выделено помещение по улице Мопра, 22-24 (в будущем улица имени Гагарина). Оно было плохо приспособлено к учебным занятиям, так как в прошлом там располагались магазины.
Первым директором техникума был Умаргазы Утебаевич Утебаев, который проработал в этой должности с перерывами до 1952 года. Умаргазы Утебаевич содействовал увеличению контингента обучающихся за счет выпускников семилетних школ Омской области и Казахстана, значительно улучшил материальную базу учреждения. Особое внимание он уделял организации воспитательной работы, формированию у обучающихся навыков культуры поведения.
С 1937 года учебное заведение стало называться Казпедучилище.
В 1938 году директором стал Байкенов Нурли Байкенович, который до этого работал преподавателем в этом же училище. Но спустя 2 года Нурли Байкенович был мобилизован, и директором вновь назначен Умаргазы Утебаевич Утебаев.
В музее истории «Омского педагогического колледжа № 1» до сих пор хранятся дипломы выпускников 1941 года. Их владельцы не вернулись с фронта, пав смертью храбрых. Многие из них получили ордена и медали за заслуги перед Родиной.
Высшей награды Родины и вечную память благодарных потомков — звания Героев Советского союза удостоены учащиеся Омского педагогического училища — Каюкин Михаил Иванович и Быстров Николай Игнатьевич, чьи имена увековечены на памятной доске при входе в колледж.
К началу 1943/1944 учебного года училище возвратилось в город. Собственное здание по улице Мопра было занято под госпиталь, и занятия проводились в разных помещениях на правах «квартирантов».
В 1945 году директором вновь назначен Умаргазы Утебаевич Утебаев, демобилизованный из Армии после окончания войны, и коллектив приступает к занятиям в родном помещении. Война подходила к концу. Возвращались преподаватели, студенты, приглашались новые специалисты. Труд педагогов в годы войны был отмечен не только боевыми наградами, но и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.». Их получили семь преподавателей училища.
Учреждение в годы ВОВ
В июне 1941 года, когда началась Великая Отечественная война, около 150 бывших выпускников и часть преподавателей сразу же были мобилизованы в Красную Армию. Среди них — директор Утебаев У.У., заведующий заочным отделением Назаров Г.И., преподаватели Арзамасов А.В., Суслов В.И., Захаров В.Л., Глушаков К.Н., Малицкий Н.Е., Сафончик В.П., Котляр В.И., Шахов Л.Г., Аксенов В.Г., Журин В.Л., Чемерев А.П. и др. Директором училища в военный период была назначена Хамидулина Галина Алексеевна.
С началом войны Казпедучилище было эвакуировано на станцию Исилькуль, а его заочное отделение оставили в городе Омске.
Позже, в августе 1941 года, преобразовали в самостоятельное Омское заочное педагогическое училище. В это же время в Исилькуль приехало Омское Ленинское русское педучилище, открытое еще в 1935 году. Оба училища объединились в одно. Директором объединённого училища назначили Ракова Михаила Ильича.
Старшие курсы занимались по ускоренной программе, т.к. необходимо было заменить учителей начальных классов, ушедших на фронт.
В музее истории «Омского педагогического колледжа № 1» до сих пор хранятся дипломы выпускников 1941 года. Их владельцы не вернулись с фронта, пав смертью храбрых. Многие из них получили ордена и медали за заслуги перед Родиной.
Высшей награды Родины и вечную память благодарных потомков — звания Героев Советского союза удостоены учащиеся Омского педагогического училища — Каюкин Михаил Иванович и Быстров Николай Игнатьевич, чьи имена увековечены на памятной доске при входе в колледж.
К началу 1943/1944 учебного года училище возвратилось в город. Собственное здание по ул. Мопра было занято под госпиталь, и занятия проводились в разных помещениях на правах «квартирантов». Первое время директором был Джангунаков Ж.И., затем Ибнояминов Ф.Х., при котором училище начало восстанавливаться.
В 1945 году директором вновь назначен Умаргазы Утебаевич Утебаев, демобилизованный из Армии после окончания войны, и коллектив приступает к занятиям в родном помещении. Война подходила к концу. Возвращались преподаватели, студенты, приглашались новые специалисты. Труд педагогов в годы войны был отмечен не только боевыми наградами, но и медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941- 1945 гг.». Их получили семь преподавателей училища.
В связи с нехваткой квалифицированных кадров педагогических работников в системе образования Омской области в 1948 году в Казахском педагогическом училище открывается русское отделение, и с 1949 года Казпедучилище стало называться Русско-казахским педагогическим училищем.
В 1952 году директором назначен Кутянский Анатолий Ильич, работавший до этого заместителем заведующего городским отделом образования. В своей деятельности Анатолий Ильич руководствовался простыми понятиями: доверие и уважение, требовательность и ответственность, слово и дело. Он настойчиво добивался порядка и дисциплины в педагогическом коллективе и среди учащихся, поддерживал многие полезные инициативы преподавателей, многое сделал для укрепления материальной базы училища. Возглавлял учреждение Анатолий Ильич до 1980 года.
Состав учащихся стал многонациональным, и училище было переименовано в «Омское педагогическое училище».
В 1958 году в училище было открыто музыкальное отделение, которое позже определилось в самостоятельное образовательное учреждение — «Омское музыкально-педагогическое училище № 3».
В 1965 году в Омском педагогическом училище № 1 был проведён первый набор учащихся на пионерское отделение, которое готовило старших пионерских вожатых для школ города и области. Педагогический коллектив в тот период характеризовался постоянством своего основного состава. В тот же год педагогическое училище переезжает в новое здание на улице Всеволода Иванова, 13.
В связи со 100-летним юбилеем в 1972 году за успехи в подготовке учительских кадров, училище, возглавляемое Кутянским А.И., получило высшую награду Родины – орден Трудового Красного Знамени.
С 1978 года педагогическое училище становится базовым образовательным учреждением Министерства просвещения РСФСР. На базе училища ежегодно проводятся региональные и республиканские совещания, научно-практические конференции.
С 1980 по 1990 годы училище возглавляет Федор Федорович Кириченко, Заслуженный учитель РСФСР. Фёдор Фёдорович вносит ряд предложений, которые получили отклик у коллектива: повысить роль методических объединений, создать дискуссионный клуб, избрать совет отделений, создать совет старост по практике. Все подчинено решению главной задачи: добиться высокого качества обучения студентов, обеспечить профессиональную подготовку специалистов.
В 1990 году директором Омского педагогического училища №1 становится Александр Петрович Романов. Несмотря на сложный период в истории страны, педагогическому коллективу под руководством Александра Петровича удаётся внедрять в образовательный процесс передовые технологии, расширять базы педагогической практики, с уверенностью смотреть в будущее.
Одним из новшеств в эти годы стала идея создания при училище педагогического лицея. Активная работа всего коллектива, а также поддержка городского отдела образования помогли воплотить эту идею в жизнь: 1 сентября 1994 года общеобразовательный лицей ГОУ СПО «Омское педагогическое училище № 1» был открыт. В этот же период происходит переход на многоуровневую подготовку специалистов, значительно расширяется спектр специальностей.
С 1996 по 2005 годы директором училища является Заслуженный учитель Российской Федерации Надежда Александровна Разживина. За годы ее руководства улучшилась материальная и учебно-методическая база, ежегодно пополнялся библиотечный фонд, открыты новые специальности повышенного уровня обучения. Активная жизненная позиция Надежды Александровны и вклад в развитие современного образования были оценены по достоинству: в 2002 году она получает диплом победителя Всероссийского конкурса «Женщина — директор года», ее портрет занесен на Доску почета Ленинского Административного округа. В 2004 году именно ей кандидат в Президенты РФ Владимир Владимирович Путин доверяет представлять его интересы в избирательной кампании выборов Президента РФ по Омской области.
В 2005 году Омскому педагогическому училищу № 1 присвоен статус «Омский педагогический колледж №1».
В 2007 году в честь 135 — летнего юбилея «Омский педагогический колледж №1» награждён Почётной грамотой Правительства Омской области. Под руководством директора, кандидата педагогических наук Галины Фёдоровны Авдеевой, в колледже функционируют школьное и социально — гуманитарное отделения, восстановлена заочная форма обучения, созданы условия для довузовской подготовки по ряду специальностей.
В 2008 году колледж занесён во Всероссийский Национальный реестр «100 лучших ССУЗов России».
В 2010 году происходит реорганизация образовательного учреждения путем присоединения к Омскому педагогическому колледжу №1 Омского педагогического колледжа №4.
С 2011 года теперь уже единое учебное заведение успешно реализует Федеральные государственные образовательные стандарты среднего профессионального образования.
В 2012 году директором колледжа становится Виктор Михайлович Лосев. Под руководством Виктора Михайловича в колледже создается доступная среда для лиц с ограниченными возможностями здоровья, открывается Центр инклюзивного образования и дистанционных образовательных технологий, колледж становится экспериментальной площадкой ФГАУ «Федеральный институт развития образования» (г. Москва) по теме «Инклюзивное образование лиц с ограниченными возможностями здоровья в рамках профессиональной подготовки».
В 2013 году происходит ещё одна реорганизация образовательного учреждения: к Омскому педагогическому колледжу №1 присоединяется Омский педагогический колледж №2. Меняется физический адрес нахождения колледжа: город Омск, улица Блюхера, 28.
Новый 2013/2014 учебный год объединил преподавателей, сотрудников, ветеранов колледжа в новый крупный коллектив, который способен решать важные задачи — слышать ритм времени, сохранять лучшие традиции, быть достойным последователем предшествующих поколений.
Важным событием после объединения 3-х колледжей в единый коллектив, было открытие музея истории «Омского педагогического колледжа №1», которое состоялось в преддверии Дня колледжа в апреле 2014 года. Музей занимает особое место в гражданско-патриотическом воспитании студентов: в нём собран богатый материал по истории учебного заведения на этапах образования, становления и развития.
С 2014 по 2018 годы колледж возглавляет Михаил Михайлович Михайлов.
Под руководством Михаила Михайловича колледж включился в движение WorldSkillsRussia – Всероссийский чемпионат профессионального мастерства. Также в целях совершенствования практической подготовки студентов в колледже создается и функционирует учебно-производственный кластер. В этот период активно развивается международное сотрудничество с образовательными организациями республики Казахстан, студенты и преподавательский состав неоднократно выезжают на международные конкурсы, конференции и семинары, занимая призовые места.
Преобразовывается и сам колледж: укрепляется материально-техническая база, благоустраивается территория.
Сегодня «Омский педагогический колледж №1» является одним из лидеров по подготовке специалистов сферы образования, востребованных на региональном рынке педагогических кадров. Трудно найти в Омской области образовательную организацию, где бы ни работали его выпускники, подтверждая высокий статус выпускника Омского педагогического колледжа №1, № 2, № 4.
Это современная профессиональная образовательная организация, которая обеспечивает качественное образование, соответствующее требованиям работодателей и родителей, актуальным потребностям подрастающего поколения.
Колледж насчитывает более 1300 обучающихся по программам подготовки специалистов среднего звена, из которых более 200 выпускников ежегодно трудоустраиваются в образовательные организации города Омска и Омской области.
В числе преподавателей колледжа кандидаты педагогических наук, заслуженные учителя, почетные работники, отличники народного просвещения — за многолетнюю творческую педагогическую деятельность награжденные грамотой Министерства образования РФ, медалью «За доблестный труд», медалью «Ветеран труда».
В колледже создаются условия для подготовки педагогических кадров, востребованных на рынке труда, на основе создания социального образовательного пространства. Колледж принимает активное участие в научной, творческой, спортивно-оздоровительной, благотворительной деятельности на различных уровнях.